Новости



9.08.2017  9 августа - Международный День Коренных Народов Мира

 
Праздник отмечается ежегодно 9 августа, начиная с 1995 года. Он был учрежден согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 49/214, принятой 23 декабря 1994 года. Днем празднования был выбран день начала работы рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по защите прав человека в 1982 году.

Коренным национальным населением Лянтора являются ханты, которые входят в группу обских угров. Ханты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название — остяки́).

На территории Сургутского района из числа коренных малочисленных народов проживает более 3000 человек (2,7 % от всего населения района), из них большая часть населения ведет традиционный образ жизни и занимается традиционными видами деятельности (охота, рыбалка, сбор дикоросов и т.д.) на родовых угодьях. Число жителей коренных национальностей, проживающих в городе Лянторе, составляет 364 человека.

Ханты неоднородны в этническом отношении, выделяют несколько в большей или меньшей степени самобытных групп, различающиеся по хозяйственным занятиям, культуре и языкам. Остяки (ханты) живут по берегам реки Оби и её притоков. Пимские ханты проживают на всей территории бассейна реки Пим и его притокам: Ай-Пим, Вачим-Яун, Тап-Яун, Тутлем-Яун, Мильтон-Яун и другим. Это самая малочисленная группа сургутских ханты, насчитывающая около 400 человек. Основной фамильный состав: Кантеровы, Колывановы, Тайбины, Нимперовы, Лемпины.

Традиционно ханты, проживающие по берегам рек, занимаются рыболовством, а также охотой и оленеводством. Пимские ханты все без исключения оленеводы. Изначально выбор ими места для зимних юрт обусловлен достаточным количеством на нем корма для оленей. Поэтому зимой пимское население проживало главным образом по притокам этой реки в бревенчатых юртах, расположенных в борах, частью при самих притоках, частью в значительном расстоянии от них. Летом население проживало на берегах притоков в особых бревенчатых, отчасти берестяных, юртах.

Каждая хантыйская семья и сегодня имеет закреплённые за ней родовые угодья. Никто, кроме этой семьи не имеет права охотиться и ловить рыбу на их территории. Поселения ханты делятся на зимние и летние, и находятся на расстоянии примерно 5-10 километров друг от друга. Деревень в прямом смысле этого слова не было. Так как жизненный опыт показал, что рационально селиться так, чтобы не мешать друг другу охотиться и рыбачить. Каждое стойбище в территориальном отношении имело свои границы и маршруты кочевий, которые никогда не нарушались соседями. На территории стойбища традиционно кроме жилых домов находятся хозяйственные постройки. Мужчины занимаются промыслом – рыболовством и охотой, а женщины – ведением домашнего хозяйства, сбором ягод, орехов корней и трав.

Согласно укладу быта, пимские ханты сами изготавливали утварь из природных материалов: дерева, бересты, корня кедра, травы, прутьев. Есть замечательные мастера по дереву, корню кедра, по бисерному плетению, по выделки шкур, по пошиву одежды. Посуду, орудия труда и предметы обихода из дерева и корня кедра изготавливал мужчина, а изделия из бересты делала женщина. Их умение вполне можно рассматривать не как мастерство, а как народное искусство. Изделия их рук эстетически завершены, декоративны, изящны.