Территориальное общественное самоуправление

   
       
   Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) предусмотрено, что одной из форм участия населения осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
   Согласно части 1 статьи 27 ФЗ-131 под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
   Территориальное общественное самоуправление является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления. ТОС- это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.
   ТОС по определению - территориальное общественное самоуправление, поэтому важно определить границы в которых создается и действует каждое ТОС. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. По общему правилу ТОС создается гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования:
 - подъезд многоквартирного дома;
 - многоквартирный жилой дом;
 - группа жилых домов;
 - жилой микрорайон;
 - сельский населенный пункт, не являющийся поселением.
   Однако данный перечень не является закрытым, Закон не препятствует созданию ТОС и на иных территориях проживания граждан. При этом на определенной территории может быть создано только одно ТОС (в отличие от общественных организаций).
 
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТОС
   Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
   Без образования юридического лица территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления поселения.
   В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
 1) территория, на которой оно осуществляется;
 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
 4) порядок принятия решений;
 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
 6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
   Организация территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории.
   Инициативная группа граждан численностью не менее 5 человек, проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, письменно обращается в Совет поселения с предложением утвердить границы территории территориального общественного самоуправления.
   Совет поселения направляет копию обращения инициативной группы граждан в Администрацию городского поселения Лянтор, для проверки соблюдения условий и подготовки заключения.
   После предоставления Администрацией городского поселения Лянтор заключения, обращение инициативной группы граждан рассматривается Советом поселения на очередном заседании.
   Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
   Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
   Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
   К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
 
ВОЗМОЖНОСТИ И СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
   В деятельности ТОС можно выделить пять основных направлений: хозяйственная сфера, финансово-экономическая сфера, социально-культурная сфера, информационная сфера и организационная сфера.
 
В хозяйственной сфере можно выделить следующие направления работы органов ТОС:
1) содействие жилищно-коммунальным службам по эксплуатации жилищного фонда, благоустройству территории, общественный контроль за качеством выполнения необходимых услуг;
2) создание за счет добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечение их содержания и эксплуатации;
3) организация и проведение на территории деятельности органа ТОС работ по обслуживанию, текущему ремонту зданий, обустройству придомовых и дворовых территорий, привлечение для этих целей юридических и физических лиц;
4) сохранение, содержание и ремонт жилого фонда, поддержание чистоты и порядка на данной территории ответственности ТОС;
5) осуществление общественного контроля за состоянием территории, вывозом мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домов;
6) создание (или участие в создании) на своей территории хозяйствующих субъектов различных форм собственности (кооперативов, акционерных обществ и пр.);
7) содействие созданию организаций для оказания услуг населению;
8) представление в органы местного самоуправления предложений по вопросам отвода земельных участков на территории деятельности органа ТОС;
9) участие в осуществлении мер санитарной, эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности.
 
Полномочия органов территориального общественного самоуправления в финансово-экономической сфере:
1) привлечение на добровольной основе средств населения и организаций, создание фондов местной инициативы, касс взаимопомощи и пр.;
2) принятие на свой баланс имущества, созданного за счет средств и трудового участия населения;
3) осуществление предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит целям, ради которых создан орган ТОС.
  Порядок и условия выделения средств органов ТОС из бюджета органов местного самоуправления устанавливается муниципальными нормативно-правовыми актами.
   Собственные финансовые средства и имущество ТОС образуется за счет добровольных материальных вложений граждан и организаций, добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц, а также иных поступлений в соответствие с законодательством.
   
Направление деятельности ТОС в социально-культурной сфере отражает:
1) содействие органам социальной защиты в выявлении и оказании адресной помощи ветеранам, инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным и многодетным семьям;
2) организация культурно-просветительной, спортивно-массовой работы среди жителей соответствующей территории;
3) организация клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков;
4) ведение воспитательной работы среди детей и подростков, оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
5) оказание помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;
6) охрана памятников истории и культуры;
7) участие в поддержании общественного порядка вместе с правоохранительными органами;
8) содействие правоохранительным органам по профилактике правонарушений в жилых массивах;
9) содействие в организации досуга детей и молодежи;
10) участие в проведении выборов всех уровней.
 
Направление деятельности органов ТОС в информационной сфере заключается в следующем:
1) информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии органа ТОС;
2) проведение опросов общественного мнения жителей соответствующей территории по вопросам, затрагивающим их интересы.
Направления деятельности ТОС в организационной сфере:
1) созыв собраний (сходов), конференций граждан для рассмотрения вопросов местного значения;
2) объединение в ассоциации органов ТОС;
3) создание и использование своей символики, отражающей местные традиции;
4) разработка планов и программ развития соответствующей территории, создание условий для их реализации, представление этих программа органам местного самоуправления.

 


 
О городе Власть Деятельность Безопасность Правовые акты Обратная связь